АйТи План – управление бизнесом на базе ERP-решений

Официальные партнера 1С
Официальные партнера 1С

Внедряем 1С:ERP: бухгалтерия в отдельной базе или встроенная в ERP?

Один из самых частых вопросов на проектах внедрения 1С:ERP: «Что лучше использовать для целей регламентированного учета: отдельную базу 1С:Бухгалтерия или бухгалтерию, встроенную в 1С:ERP?». Этот вопрос возникает практически на каждом проекте. Мы провели сравнительный анализ и зафиксировали особенности, плюсы и минусы обоих вариантов.

Сравнение возможностей систем

Критерий сравнения1С:ERP (типовое решение)1С:БП
ОбменыОтсутствие обменов. Каждый документ является документом оперативного и бухгалтерского учета.Требуется обмен с основной базой. Реализуется типовыми штатными механизмами 1С.

Необходимо следить за обменами в течение всего жизненного цикла ПО. Кто-то должен проверять как работает обмен, следить за логом загрузки данных, принимать решения по спорным ситуациям.
Обновление системОбновления в части регл. учета выходят достаточно часто и, чтобы система соответствовала законодательству, каждый раз придется обновлять всю систему и каждый раз это будут значительные трудозатраты.

При наличии доработок конфигурации обновление становится еще более трудоёмким.
Простое и быстрое обновление типовой конфигурации. Базу 1С:БП можно обновлять каждым релизом автоматически.

При наличии доработок обновление также будет более трудоемким.

А базу 1С:ERP – только критическими релизами и нерегулярно.  
Данные управленческого учета

Иногда в оперативной базе есть информация, которую не хотелось бы предоставлять проверяющим. Например, в базе упр. учета может быть бюджетирование, детальная аналитика по статьям, механизмы расчета премий и т.д.
Если потребуется предоставить базу бух. учета, придется отдавать единую базу с упр. учетом, бюджетированием, аналитиками, всеми алгоритмами и данными.Если потребуется предоставить базу бух. учета, будет возможность отдать отдельную базу 1С:Бухгалтерии, в которой будет только регламентированный учет.
Завершение периода: закрытие месяца и дата запрета редактированияЕдиное закрытие месяца.

Если требуется перезакрыть период по упр. учету (например, пересчитать упр. себестоимость или бонусы менеджеров), придется перепроводить и регл. закрытие.

Дата запрета в ERP устанавливается по разделам (продажи, закупки и т.д.).

Но внутри раздела дата одна и для оперативного, и для бухгалтерского учета. Если период открыт в «продажах» для менеджера, то он открыт и по регл. учету.
В каждой базе можно закрывать месяц отдельно и независимо.

Можно сделать разные даты запрета в разных базах.

На эти данные не повлияет даже обмен с 1С:ERP.
Формирование проводок по регламентированному учетуОтложенное формирование проводок на основании данных оперативного учета:

– При ручном отражении проводок в документе.
– При ручном отражении проводок для списка документов в рабочем месте «Отражение документов в регламентированном учете».
– При выполнении регламентной операции закрытия месяца.

Регламентным заданием (есть возможность настройки регламентного задания для отражения документов в регламентированном учете с определенной периодичностью).
Проводки формируются при проведении документов, но расчет стоимости списания запасов, зачет авансов и погашение задолженности при расчетах с контрагентами могут выполняться двумя способами:

– При проведении документов. Такой способ расчетов требует существенных затрат времени для вычисления остатков по счетам в процессе проведения документов.
– При закрытии месяца. Запускается вручную, нет возможности настройки регламентного задания.
Настройка счетов учетаПроизводится в отдельном рабочем месте. Счета учета могут быть заданы отдельно для каждой Организации и Склада (Подразделения) в зависимости от счета. Можно задать уточнения счетов учета для отдельных групп финансового учета (ГФУ):

– Номенклатуры;
– Внеоборотных активов;
– Расчетов с контрагентами;
– Доходов/Расходов.

Конкретные ГФУ могут быть указаны в соответствующих договорах с контрагентами, учетных документах, номенклатуре, ВНА, статьях доходов/расходов.
Возможно указание счетов учета вручную в самом учетном документе (может привести к искажению учета).

Также счета учета могут быть заданы для конкретного Вида номенклатуры и уточнены для Организации и Склада.

Счета учета для ВНА и учета расчетов с контрагентами можно уточнить только для каждого отдельного элемента.
План счетовИспользуется единый рабочий план счетов, на счетах которого одновременно ведется бухгалтерский и налоговый учет.

В план счетов можно добавлять новые счета и субсчета и тем самым формировать рабочий план счетов.

При внесении дополнений в план счетов необходимо учесть их влияние на расчетные алгоритмы и алгоритмы, используемые для заполнения регламентированной отчетности.
Используется план счетов по умолчанию, основанный на плане счетов, утвержденном Минфином. Те счета и субсчета, которые разработчики определили изначально, нельзя изменить или удалить. Можно добавлять свои субсчета.

При добавлении счетов вручную возможны ошибки при закрытии месяца, т.к. не будет выполняться автоматическое закрытие добавленных счетов и потребуется оформление ручных операций.
Списание и реализация товаровРасчет себестоимости выполняется в рамках процедуры закрытия месяца. Стоимость списания запасов формируется только при закрытии месяца.Расчет стоимости списания запасов может выполняться при проведении документов, но потребует существенных затрат времени для вычисления остатков по счетам в процессе проведения документов.
Счета взаиморасчетов с контрагентами: оборотно-сальдовая ведомостьПлатежно-расчетного документа на плане счетов нет по счетам взаиморасчетов (платежно-расчетный документ есть только на счете 63).

Возможна более гибкая настройка детализации расчётов:

– По договорам;
– По заказам;
– Аванс по договорам, долг по накладным;
– Аванс по заказам, долг по накладным;
– По расчетным документам.

При ведении взаиморасчетов с контрагентами необходимо определить, что будет выступать объектом расчётов (Договор, Заказ, Расчетный документ). Для корректного зачета авансов в документах оплаты необходимо указать по каким объектам расчетов производится оплата.

Расшифровку взаиморасчетов с детализацией до документа можно проанализировать с помощью отчетов «Карточка расчетов с клиентами» и «Карточка расчетов с поставщиками».
При формировании ОСВ по счету 60 или 62 можно увидеть платежно-расчетный документ. Это третье субконто на плане счетов по 60, 62 счетам.
Статьи затратВ справочнике «Статьи расходов» в ERP есть возможность настроить вариант распределения и указать его способ при необходимости.

На закладке регламентированный учет указывается вид расхода в налоговом учете, счет учета и счет списания.

В карточке статьи расходов в ERP настраивается способ списания и распределения расходов, т.е. справочник предназначен не только для учета затрат, но и для управления всеми расходами предприятия.
Нет настроек распределения, используется как дополнительная аналитика.
Прочие доходы и расходыСправочник имеет более сложную настройку и разделен на два справочника: на доходную часть и расходную. В доходной части возможно выбрать счет учета только 91.01. Для каждого вида дохода настраивается своя статья.

Есть возможно настроить способ распределения по неосновной деятельности.

Прочие расходы в ERP настраиваются также, как и статьи доходов. Выбрать возможно только счет учета 91.02 – прочие расходы.
Справочник «Прочие доходы и расходы» предназначен для настройки отражения операций по неосновной деятельности предприятия, то есть это, по сути, внереализационные доходы и расходы. Настройка доходов и расходов регулируется видом расхода налогового учета.
НоменклатураВ ERP данный справочник представлен более широко. Есть типы номенклатуры:

– Товар;
– Тара;
– Работа;
– Услуга;
– Набор.

Возможен учет дополнительных аналитик:

– Виды номенклатуры;
– Свойства;
– Характеристики;
– Серии.

Драгоценные металлы и материалы.
Справочник имеет узкую настройку для ведения учета материалов, товаров, производственных материалов, услуг.
СебестоимостьВ ERP метод расчета себестоимости позаказный, затраты относятся на конкретный заказ, партию.В БП используется котловой метод, при котором себестоимость единицы продукции рассчитана путём деления всех затрат на объём выпуска.
Учёт давальческого сырьяПолноценная схема учёта давальческого сырья.Упрощённая реализация учёта давальческого сырья. Необходимость ввода ручной операции.
Учет НЗПРаспределение затратИнвентаризация НЗП

Функциональные особенности при работе с отраслевыми решениями

Отраслевые решения 1С:ERP включают в себя весь функционал обычной 1С:ERP и имеют дополнительные особенности системы. На примере 1С:ERP Управление строительной организацией мы описали часть таких особенностей системы.

Функционал1С:ERP УСО1С:БП
ОбменыОтсутствие обменов. Каждый документ является документом оперативного и бухгалтерского учета.Нужен обмен с основной базой.

Отсутствует типовой обмен. по причине наличия специфических дополнений, позволяющих автоматизировать учет в строительных организациях. Потребуется разработка и поддержание обменов в течение всего жизненного цикла ПО.
План счетовРасширенный план счетов для целей ведения учета строительной организации.Используется план счетов по умолчанию, основанный на плане счетов, утвержденном Минфином. Те счета и субсчета, которые разработчики определили изначально, нельзя изменить или удалить. Можно добавлять свои субсчета.

При добавлении счетов вручную возможны ошибки при закрытии месяца, т.к. не будет выполняться автоматическое закрытие добавленных счетов и потребуется оформление ручных операций.
Раздельный учёт по контрактам ГОЗРеализован раздельный учёт по контрактам ГОЗ. Автоматизирован отчёт по ГОЗ.Отсутствует. Потребуется трудоемкая доработка, которая может нарушит стабильность системы и повысит стоимость и сроки обновления. Упрощённая реализация учёта давальческого сырья. Необходимость ввода ручной операции. Ручные операции не синхронизируется при обмене с 1С:ERP УСО. Потребуется доработка обменов.
Учёт давальческого сырьяПолноценная схема учёта давальческого сырья.Упрощённая реализация учёта давальческого сырья.

Необходимость ввода ручной операции.

Ручные операции не синхронизируется при обмене с 1С:ERP УСО. Потребуется доработка обменов.
Сдача-приемка СМРИспользуются документы:

– Реализация строительных работ (КС-2 внешняя);
– Реализация строительных работ (внутренняя КС-2).
Используются документы: Реализация услуг:

– Акт.

Отсутствуют необходимые печатные формы документов КС-2 и КС-3.
Учет векселейИспользуются документы:

– Реализация строительных работ (КС-2 внешняя);
– Отражение прочих доходов и расходов;
– Списание задолженности;
– Прочие расходы;
– Прочие поступления.
Используется ручная операция.

Этим документом движения отражаются только на счетах бухгалтерского учета. При синхронизации с системой 1С:ERP УСО, документ не переносится, потребуется доработка обменов. В системе 1С:ERP УСО создание документа «Операция регл. учет» будет недостаточно. При обменах необходимо будет создавать документы движения по регистрам оперативного учета, такие как как «Отражение прочих доходов и расходов», «Списание задолженности» и т.д.

Заключение

Принимать решение о том, какой вариант использовать: отдельную базу или встроенный функционал, необходимо только зная всю специфику конкретного бизнеса, его цели и задачи, ограничения, его ИТ-инфраструктуру. Если стоите перед выбором:

  • Вести регламентированный учет в отдельной базе 1С:Бухгалтерия
  • Использовать встроенный функционал в 1С:ERP

Обращайтесь к нашим специалистам. Будем рады провести анализ, проработать архитектуру и предложить вам обоснованное решение, оптимальное для вашего бизнеса.

Автор статьи: Екатерина Федорова

Автор статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Продукты или услуги, которые могут быть полезны
Внедрение ERP-решений 1С

Внедрение ERP-решений 1С

Оптимизация бизнес-процессов и гарантированное успешное внедрение.
Аудит

Предпроектное обследование 1С

Результат – реестры с описанием процессов, дорожная карта реализации проекта и оценка стоимости внедрения.
Не разобрались в вопросе? Бесплатная консультация эксперта.


    АйТи План – управление бизнесом на базе ERP-решений Контакты:
    Адрес: наб. Реки Карповки, д. 5, кор. 22 197022 Санкт-Петербург,
    Телефон:+7 (812) 702 71 75 Электронная почта: 1c@itplan.ru ₽₽ Логотип АйТи План

    Сообщение отправлено

    Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Заказать звонок

    Оставьте свои данные, и мы свяжется с вами в ближайшее время

    Ошибка: Контактная форма не найдена.

    *Ваши данные не будут переданы третьим лицам или использованы в спам-рассылках

    Контакты


    Адрес

    197022,
    г. Санкт-Петербург,
    наб. Реки Карповки, д.5, кор. 22


    Метро

    Петроградская

    10 минут пешком (790 метров)


    Мессенджеры


    Почта


    Понедельник-пятница

    09:00 до 19:00 по МСК

    Суббота-Воскресенье

    выходной